Армированный патрубок что это

Патрубки

Патрубками обычно называют толстые шланги, которые передают ОЖ от одного агрегата другому, хотя справедливости ради стоит заметить, что патрубком можно называть практически любой эластичный шланг, передающий ОЖ, независимо от его диаметра и длинны.

Патрубки можно условно разделить на несколько групп: пластиковые, резиновые, резиновые армированные, большого сечения, малого сечения, длинные, короткие. Естественно, каждый патрубок может принадлежать одновременно к нескольким группам, например, он может быть большого сечения, армирован нитью, и быть коротким.

Но среди автомобилистов и специалистов по ремонту существует негласное разделение патрубков на шланги (трубки) и патрубки. Не удивляйтесь, если мастер вам скажет, что нужно заменить трубку (или шлаг) идущий от радиатора к расширительному бачку, поскольку такой термин вполне применим в данной ситуации.

Типы патрубков: армированный

Для начала рассмотрим обычный армированный патрубок, который довольно легко встретить в каждом автомобиле.

Он может быть самой причудливой формы (все сильно зависит от внутренней архитектуры моторного отсека), самой различной длинны (от 50 сантиметров до крошечного коротышки) и самого неожиданного сечения, от 5мм, до 15 сантиметров в диаметре (на грузовых авто сечение может быть еще больше). Также в последнее время наметилась тенденция выполнения концов патрубков по типу пожарных рукавов, то есть на концах имеется крепежная часть, которая без хомута крепится к радиатору и блоку двигателя, такое крепление, например, применяется в автомобилях «Самант». Но обычно концы патрубков сделаны классическим способом, для зажима хомутом.

Армированный патрубок называют армированным по той причине, что внутри его имеется сетка из синтетической ткани, не дающая патрубку лопнуть, работая при высоком гидравлическом давлении и температуре.

В начале 90-х на рынках появилась масса контрафактных продуктов, которые были выполнены без арматуры, и были сделаны из резины низкого качества, которая лопалась на морозе и не выдерживала даже небольшого цикла нагрев-охлаждение. Тут стоит упомянуть о том, что от качества резины, применяемой в патрубках, зависит как продолжительность его службы, так и надежность при экстремальных нагрузках. Ведь резина это сложный компаунд, при проектировке которого учитываются многие факторы, заложенные в ГОСТы, которые, к огромному сожалению, не выдерживаются, особенно мелкими производителями. Вот почему, например, патрубок автомобиля ВАЗ или АЗЛК 70-го года выпуска может сохранить свою эластичность и упругость и в 2010-м году, а замененный тремя годами ранее патрубок того же ВАЗа станет «деревянным» к тому же сроку.

Пересохший и треснутый патрубок

Я недаром упомянул об эластичности патрубков, поскольку от нее сильно зависит то, как поведет себя патрубок, поджатый хомутом в зимнее время, когда при температуре ниже 10 градусов Цельсия может появиться течь. Кроме того, у патрубка сделанного не по технологии, через год или два может появиться спрессованный поясок от хомута, который не позволит в следующий раз затянуть патрубок, оставив небольшую течь.

Но вернемся к армированным патрубкам.

Армированный патрубок можно отличить от не армированного простым путем, достаточно обратить внимание на его рифленую структуру, или глянуть на торец, там должно быть видно концы нитей. Кроме того, заводской патрубок должен иметь на своем боку, нанесенные лазером метки (раньше они выполнялись теснением).

Читайте также:  Как слить весь бензин с ваз 2112 инжектор

Неармированный патрубок

Подобный тип патрубков редко имеет большое сечение, поскольку при одинаковом давлении, патрубок малого сечения и патрубок большого сечения ведут себя по-разному. Так, при давлении в одну атмосферу, на стенки толстого и длинного патрубка будет оказано большее давление, что может привести к его вздутию и разрыву. Но не стоит умалять качество резины, применяемое в неармированных патрубках, оно также должно быть выполнено в соответствии с ГОСТом, иначе, он быстро придет в негодность и даст течь по пути на курорт или дачу, испортив все настроение. Вспомните количество Голливудских кинолент, где лопнувший, в самый неподходящий момент патрубок щекочет нервы зрителю, и позволяет режиссеру обострить сюжет до невозможности (например, лента «Дуэль» “Duel” 1971, Стивена Спилберга).

Неармированные патрубки крупного сечения производились только мелкими кооперативными цехами в начале и середине 90-х, и не выживали более 2-3 лет. Вспоминаю, как в таксопарке, где я работал, в цехе РТИ (резино-технических изделий) производили неармированные патрубки. Технология сводилась к тому, что ленты сырой резины наматывались на стальную болванку, имеющую определенную форму, предварительно смазанную мылом, после этого, эта болванка помещалась в разогретую и смазанную мылом пресс-форму, и шла под горячий пресс на 30-40 минут, для сваривания резины (вулканизации). На морозе таким патрубком убить можно, а кроме того, если двигатель авто после пуска начинает работать неустойчиво, такой партубок и вовсе может лопнуть напополам.

Пластиковые патрубки

Ну, пластиковые патрубки я встречал только на старой доброй классике ВАЗ и Москвичах. Эти патрубки (или трубки) идут от расширительного бачка к радиатору.

Уверен, что это не простой пластик, но им на морозе также можно не хило кого-нибудь перегнуть по горбу, поскольку он по прочности ни чем не уступает японскому мечу Катана.

Во время установки такого шланга на радиатор приходится нагревать конец зажигалкой, чтобы он стал мягким. Что интересно, во время перегрева двигателя, когда кипящий пар вырывается из блока двигателя и пройдя через радиатор выходит через расширительный бачок, этот пластиковый шланг становится мягкий как кишка. Я до сих пор не пойму, почему его сделали именно пластиковым.

Солидол или герметик

В этой части статьи позвольте рассказать о том, чем лучше воспользоваться, чтобы патрубок не прикипел, и не подтекал. Конечно, старики скажут, что при царе Горохе они не пользовались никакими герметиками, но сегодня уже не те времена, и чтобы не рисковать своим именем и не допустить брак в работе, я бы посоветовал использовать герметик, и вот по какой причине. Используя герметик, вы убиваете сразу нескольких зайцев, первый заяц это отсутствие подтеков из-за разности температур (особенно зимой), и в тех местах, где патрубок одевается на горловину с грубым литьем, особенно в советском автопроме, и особенно на чугунных и алюминиевых блоках.

Второй заяц это снятие патрубка малой кровью, когда он из-за оксидной пленки не прикипает к радиатору или блоку. Кстати, наличие оксидной пленки между патрубком и выводом из блока\радиатора свидетельствует о небольшом подтеке.

Не стоит путать современный силиконовый герметик со старым советским герметиком, выпускающимся под девизом «зубами не отдерешь», поскольку силиконовый герметик не становится дубовым, и не пристает намертво ни к патрубку, ни к вам, ни к вашему соседу по гаражу.

Читайте также:  С какого года ставился инжектор на ваз 21099

Для уплотнения соединения мы не рекомендуем пользоваться различными ЛИТОЛами и Солидолами, поскольку их химическая основа (например, литиевая) может пагубно сказаться на резине патрубка, и в результате, патрубок из эластичного и упругого превратится в скользкое и грибообразное не пойми что. Кроме того, солидол и литол позволяет патрубку прикипеть не хуже, чем патрубку, установленному без всяких уплотнителей.

Ну, и напоследок, дам несколько полезных советов: затягивая хомут, особенно на морозе, не перестарайтесь, поскольку при нагреве патрубок даст усадку, и вы потеряете «эластичный запас», продавив резину в месте прилегания хомута; подтяните хомут, установленный в паре с новым патрубком через пару дней, когда он даст усадку, но не стоит это делать на горячем двигателе; всегда используйте хорошие, и правильно установленные хомуты (о хомутах можно прочитать в одноименной рубрике.)

Источник

Шланг резиновый армированный: особенности конструкции и использования

Шланг резиновый, армированный спиралью представляет собой гибкий трубопровод. Его конструкция из нескольких резиновых трубок укрепляется посредством намотки или навивки синтетических нитей или специального текстиля, или металлической проволоки. Гибкий и прочный рукав применяется с целью транспортировки различных рабочих сред, как жидкостей разной консистенции, так и газообразных, находящихся под высоким давлением.

Армированные шланги разных видов применяются для транспортировки жидкостей и газов как под давлением, так и без него

Конструкция шланга резинового армированного

Шланг резиновый армированный состоит из следующих элементов:

  • внутреннего резинового слоя, обеспечивающего герметизацию;
  • силового каркаса – оплетки из металлической проволоки, текстиля или синтетики;
  • наружного резинового слоя.

Для выполнения внутреннего и наружного слоев применяется метод экструзии (выдавливания). Рукав изготавливают, используя фторопласт, полиэтиленовую пленку и полиамид. Комбинируя эти полимерные материалы и сочетая их с различными специальными добавками, добиваются повышения стойкости изделия:

  • к температурным воздействиям;
  • к механическим и физическим нагрузкам;
  • к воздействию агрессивных рабочих сред.

Навивку или намотку, делающие рукав достаточно жестким, производят на специальном оборудовании. Сочетание внутреннего и внешнего слоев из резины с оплеткой, которая может выполняться в один или несколько слоев, позволяет конструкции, сохраняя достаточную гибкость, быть очень прочной и выдерживать высокое давление рабочей среды.

Армированный шланг — это многослойная конструкция, внутри которой располагается металлическая проволока, придающая прочность

Обратите внимание! Рукав, концы которого оснащаются фитингами, герметизируется в месте соединения с ними специальными гильзами и манжетами.

Рукав, в зависимости от его предназначения, оснащается наконечником с видом профиля, подходящего к определенному оборудованию.

Классификация рукавов армированных высокого давления

Шланг резиновый, армированный спиралью, может иметь оплеточную или навивочную конструкцию. Рукава высокого давления оплеточного вида предназначают для транспортировки технических жидкостей, эмульсий на водной основе и минеральных масел, температура которых находится в пределах от -42º С до 75º С (для эмульсий и масел) и 101º С (для жидкостей). Три типа рукавов выдерживают разное усилие на разрыв:

  1. А – от 14,7 кгс
  2. Б – от 17,5.
  3. В (Z) – более 20 кгс. Отличаются повышенной прочностью, для изготовления используется латунированная проволока.

Различают также три типа по величине рабочего давления:

  • I – оплетка в один слой выдерживает до 160 атм.
  • II – двуслойная – до 200 атм.
  • III – трехслойная – до 330 атм.

По международной маркировке:

  • SN – наружный слой образован резиной тонкой структуры;
  • ST- в оплетке использована латунная проволока.

Армирование шлангов может быть выполнено в виде спирали или оплетки

Читайте также:  Как сделать огненный выхлоп на ваз 2114

Рукав с оплеткой навивочного типа может рассчитываться на разное давление рабочей жидкости:

  • 4 SP – четыре слоя из стальной проволоки – для среднего давления.
  • 4 RS – четыре слоя особо прочной спирали – для высокого.
  • R 12 – выдержит длительную эксплуатацию в условиях повышенной температуры и среднего давления.
  • R 13 и R 15 – навивка в шесть слоев – для повышенных температур и давления.

Параметры и маркировка рукавов армированных

Для рукавов высокого давления с одним или двумя слоями оплетки рабочее давление может составлять до 250 бар. По стандарту DIN они классифицируются как EN853. При толщине оплетки в четыре или шесть слоев рабочее давление может доходить до 455 бар. Стандартом DIN для них принято обозначение EN856.

Оптимальным диапазоном температур технической жидкости для РВД считается промежуток от -40º С до +100º С. При этом изделия обладают значительным запасом прочности, выдерживание и понижение минимальной температуры еще на 15 градусов, и повышение максимальной – до + 155º С.

Обратите внимание! Допустимый радиус изгиба измеряется по внутренней дуге. Уплощение шланга при этом, измеряемое при помощи специального раздвижного калибратора, составит не более десятой доли от исходного значения внешнего диаметра.

По маркировке на внешнем покрытии изделия легко определить его назначение и технические параметры

Маркировка рукавов высокого давления содержит данные о ключевых параметрах:

  • радиусе изгиба;
  • внутреннем диаметре;
  • размерах присоединительной резьбы;
  • размерах ключа;
  • давлении рабочей жидкости.

В расширенном техническом обозначении содержится более десяти параметров. Тиснение наносится на внешней поверхности шланга. В него может включаться обозначение, определяющее климатические условия использования:

Применение армированных шлангов

Армированные шланги, прочные и гибкие, устойчиво противостоящие высокому давлению и агрессивным средам, перепадам температуры применяют в разных областях деятельности:

  • вентиляционных системах;
  • водоснабжении и канализации;
  • деревообработке;
  • транспортировке нефтепродуктов;
  • машиностроении;
  • сельском хозяйстве (для жидкостей и пневмотранспорта);
  • пищевой промышленности;
  • транспортировке отходов, шлама и химических продуктов.

Подобные шланги можно встретить в разных сферах строительства, промышленности и хозяйства, в быту их чаще всего применяют для полива

Практически каждое сложное техническое устройство или агрегат не обходятся без этих полезных приспособлений. Они неприхотливы, недороги и надежны.

Особенности эксплуатации рукавов высокого давления

Рукава создаются с немалым запасом прочности, но случаи их выхода из строя случаются. Как правило, поломки шлангов происходят вследствие небрежения правилами эксплуатации или неправильного выбора изделия. Особое значение играет совместимость всех элементов оборудования с рабочей средой, а не только внутреннего слоя, непосредственно с ней контактирующего. Повреждения, вызванные агрессивным характером среды, возникают, как правило, на концевых соединениях.

На заметку! Работа рукава должна происходить в оптимальном температурном режиме, рекомендованном производителем. Иначе преждевременно выйдут из строя фитинговые соединения и ухудшится состояние эластомера.

Важен правильный подбор внутреннего диаметра шлангов. При установке рукава с диметром меньшего значения, по сравнению с рекомендуемым, возникает явление турбулентности. В результате резко поднимаются внутреннее рабочее давление и температура, что сокращает сроки эксплуатации оборудования.

Гидравлические шланги точно по длине подобрать нельзя из-за:

  • уменьшения ее при возрастании давления;
  • вибрации в ходе работы;
  • допущенного при монтаже скручивания и провисания.

Поэтому рекомендуется не допускать натяжения шлангов, учитывая допустимый радиус изгиба. Требует также внимания и состояние внешнего слоя рукавов, подверженного износу.

Правильный подбор рукавов и соблюдение условий эксплуатации позволят долго использовать оборудование без значительных поломок.

Источник

Поделиться с друзьями
АвтоМотоВики