Как правильно снять свечи зажигания

Замена свечей зажигания

Замена свечей зажигания является важной процедурой технического обслуживания автомобиля. Свечи зажигания воспламеняют топливо-воздушную смесь в двигателе автомобиля. От их состояния напрямую зависит нормальная работа всего двигателя. Свечи в процессе эксплуатации подвергаются износу и требуют периодической замены. Замену свечей зажигания можно производить как в автосервисе, так и самостоятельно. При замене свечей зажигания нужно знать и соблюдать некоторые правила.

Зачем нужно менять свечи

Во время работы двигателя автомобиля происходит постоянный износ электродов свечей зажигания.

С каждой искрой, которая проходит между боковым и центральным электродом, с их поверхности испаряется частичка металла. Зазор между электродами увеличивается на 0,015 мм на каждые 1000 км пробега автомобиля.

Искровой зазор свечи увеличивается, свеча оказывает более высокое сопротивление, системе зажигания становится все труднее образовывать хорошую искру, возрастает нагрузка на катушки зажигания и другие компоненты системы зажигания, в результате чего они могут сгореть.

Со временем искровой зазор свечей увеличивается все больше, возникают перебои в искрообразовании, в результате чего в двигателе возникает детонация, которая по своей сути представляет собой небольшой взрыв. Детонация приводит к увеличению нагрузки на двигатель и его быстрому износу.

Кроме износа электродов, со временем на них образуется нагар, происходят механические повреждения изоляторов и электродов. Все это приводит к ухудшению искрообразования, двигатель начинает троить, работать нестабильно, возрастает расход топлива, затрудняется пуск двигателя.

Регулярная замена свечей зажигания позволяет владельцу автомобиля предотвратить кучу проблем.

Сроки замены свечей

Сроки проверки и замены свечей указываются в руководстве по техническому обслуживанию автомобиля и отличаются в зависимости от марки и года выпуска автомобиля.

В руководствах по техническому обслуживанию большинства современных автомобилей указывается на необходимость проверки состояния свечей зажигания каждые 10-15 тысяч километров пробега.

Проверку состояния свечей зажигания также необходимо произвести в случае появления одного из следующих симптомов:

  • Снижение мощности двигателя
  • Затрудненный пуск двигателя
  • Нестабильная работа двигателя, троение, рывки
  • Повышенный расход топлива

Во время проверки состояния свечей зажигания их внимательно осматривают и в случае наличия сколов, трещин, любых повреждений корпуса и изоляторов, наличия сильного нагара и сильного прогорания центрального и бокового электродов свечи подлежат замене. В случае если свеча зажигания находится в нормальном состоянии, ее достаточно просто почистить от нагара и выставить правильную величину искрового зазора.

В руководствах по техническому обслуживанию большинства современных автомобилей указывается на необходимость замены свечей зажигания через каждые 30-40 тысяч километров пробега независимо от их состояния. Иридиевые и платиновые свечи меняют через 60-100 тысяч километров пробега.

Определение неисправностей двигателя по внешнему виду свечей

При проверке и замене свечей зажигания, по внешнему виду свечей можно судить о состоянии двигателя и системы зажигания автомобиля.

При осмотре свечей зажигания в первую очередь обращают внимание на цвет и количество нагара на электродах свечей.

Свеча зажигания работающая в нормальном температурном режиме, при сбалансированной топливно-воздушной смеси и при нормальном количестве масла должна иметь белый и чистый центральный изолятор и электроды. Самоочищение свечи происходит за счет высокой температуры, чем выше температура, тем быстрее сгорает сажа с электродов.

Черный матовый нагар — говорит о наличии сажи на свече, которая образуется из-за несгоревшего до конца топлива. Черный матовый нагар на свече часто сопровождается повышенным расходом топлива, затрудненным пуском, неустойчивой работой двигателя. Черный матовый нагар может возникать из-за переобогащенной топливной смеси, пропусков зажигания, изношенности цилиндро-поршневой группы, негерметичности клапанов, низкой компрессии, загрязненного воздушного фильтра, неправильно подобранной для двигателя (слишком холодной) свечи, неправильного искрового зазора.

Черный маслянистый (блестящий) нагар — говорит о попадании масла в камеру сгорания и на свечу, может возникать из-за износа маслосъемного кольца на поршне, износа маслосъемных колпачков клапанов. Иногда одна сторона свечи чистая, а другая в черном блестящем нагаре, такое происходит из-за того, что чистой стороной свеча стоит к выпускному клапану, а черной стороной к впускному клапану. Из-за износа маслоотражательных колпачков впускных клапанов в цилиндр вместе с топливной смесью попадает масло.

Красноватый нагар — говорит об отложении железа от содержащихся в избытке в бензине антидетонационных присадок, может сопровождаться затрудненным пуском и нестабильной работой двигателя, поэтому лучше заправляться качественным бензином на проверенных автозаправочных станциях.

Белый нагар — говорит о возможном перегреве свечи, который может произойти из-за обедненной топливо-воздушной смеси, низкооктанового бензина или из-за неправильно подобранной для двигателя (слишком горячей) свечи.

Читайте также:  Как заменить радиатор печки фиат дукато

При осмотре свечи кроме нагара следует обратить внимание на наличие оплавления электродов, их выгорание, образование трещин на изоляторе, его разрушение. Такое может случиться из-за использования топлива со слишком низким октановым числом или использования неподходящих для данного двигателя (слишком горячих) свечей.

Неправильно делать выводы о работе двигателя только по состоянию свечей зажигания, для правильной диагностики работы двигателя следует сопоставлять внешний вид свечей с другими симптомами неисправностей.

Какие свечи выбрать

При покупке свечей зажигания для автомобиля следует выбирать свечи, которые подходят по всем параметрам к двигателю вашего автомобиля. Для подбора свечей можно воспользоваться официальным сайтом производителя свечей, либо печатными каталогами, которые есть у продавцов магазинов автозапчастей.

В последнее время популярностью пользуются многоэлектродные свечи, они стоят дороже, но имеют более долгий срок службы. Популярны платиновые и иридиевые свечи зажигания.

Как поменять свечи

  • Перед заменой свечей зажигания внимательно изучите руководство по эксплуатации вашего автомобиля, уточните количество и расположение свечей на двигателе, размер искрового зазора, размер свечного ключа.
  • Замену свечей осуществляют на холодном двигателе, для этого ему дают остыть в течение 2-3 часов. Замена свечей на неостывшем двигателе может привести к ожогам и повреждению резьбы в головке блока цилиндров.
  • Замену свечей лучше производить по одной, чтобы не перепутать свечные провода между собой. Если вы выкручиваете все свечи сразу, то сначала лучше пометить свечные провода маркером или стикерами.
  • Снимите индивидуальную катушку зажигания или высоковольтный провод со свечи.
  • Очистите область вокруг свечи сжатым воздухом или щеткой, чтобы избежать попадания грязи и мусора в цилиндр.
  • Для замены свечей зажигания потребуется свечной ключ соответствующего размера, вороток и удлинитель к нему. Удобно использовать свечной ключ с внутренней резиновой втулкой или магнитом, которые фиксируют свечу внутри ключа и не дают ей упасть во время извлечения или установки.

  • Вденьте свечной ключ и выверните свечу, сделав несколько оборотов против часовой стрелки. Извлеките свечу, проверьте наличие уплотнительного кольца на цоколе свечи, чтобы оно не осталось внутри свечного колодца.
  • Иногда при выкручивании прикипевшей свечи, она ломается и нижняя ее часть остается внутри свечного колодца. Для извлечения сломанной свечи в автосервисах имеется специальный набор ключей экстракторов. Сломанную свечу обильно поливают смазкой WD-40, закрепляют экстрактор на динамометрический ключ и неспешно, без резких движений и не прилагая чрезмерных усилий проворачивают экстрактором сломанную свечу. Скрип и треск свидетельствуют о том, что свеча начала выкручиваться. После извлечения сломанной свечи проверяют целостность резьбы. При повреждении резьбы приходится нарезать новую резьбу под вкладыш‐переходник.
  • После выкручивания свечи, осмотрите ее состояние, обратите внимание на наличие и цвет нагара, целостность изолятора и электродов.
  • Проверьте, чтобы на новой свече было установлено уплотнительное кольцо. Уплотнительное кольцо свечи зажигания обеспечивает герметичность между свечой и головкой блока цилиндров, отводит тепло, компенсирует различные характеристики металла свечи и головки блока.

  • Сравните величину искрового зазора, указанную в руководстве по эксплуатации автомобиля, с величиной искрового зазора, указанную на упаковке свечи. При необходимости измерьте искровой зазор свечи и отрегулируйте расстояние между центральным и боковым электродом.
  • Вставьте новую свечу в свечной ключ и закрутите свечу, без усилий, не затягивая.
  • Правильную затяжку свечи можно произвести только с помощью динамометрического ключа. Недотянутая свеча может привести к потере компрессии, перегреву, последующему разрушению свечи из-за вибрации. Перетянутая свеча может привести к повреждению резьбы, разрушению уплотнительного кольца, перегреву и последующему разрушению самой свечи. Усилие затяжки свечей должно быт указано на их упаковке, обычно оно составляет 30-45 Нм для свечей с плоским уплотнительным кольцом и 20-25 Нм для свечей с коническим уплотнительным кольцом. Необходимое для затяжки усилие выставляют на динамометрическом ключе и затягивают свечу до щелчка, который издаст ключ.

  • При отсутствии динамометрического ключа следует руководствоваться следующими рекомендациями: новые свечи с плоским уплотнительным кольцом дотягивают на 90 градусов, старые свечи с плоским уплотнительным кольцом дотягивают на 30 градусов, новые свечи с коническим уплотнительным кольцом дотягивают на 15 градусов.
  • Не стоит прилагать излишнее усилие, если свеча при вкручивании идет очень туго, это может привести к повреждению резьбы. Выверните свечу и осмотрите резьбу в свечном колодце, при необходимости поправьте резьбу метчиком соответствующего размера.
  • После заворачивания свечей, установите на место индивидуальные катушки зажигания или высоковольтные провода, при установке внимательно осмотрите их на предмет повреждений.
  • После установки индивидуальных катушек зажигания или высоковольтных проводов, запустите двигатель, для проверки его нормальной работы.

Источник

Как поменять свечи зажигания: пошаговая инструкция

Искровые элементы в современном автомобиле находятся в специально предусмотренных колодцах (часто защищенных декоративным кожухом), на верхних частях цилиндров двигателя. Детали отвечают за воспламенение топливной смеси и запуск силового агрегата. Это расходники, которые надо своевременно обновлять, причем не только при их полном, но и частичном разрушении. Узнайте, как проводится замена свечей зажигания.

Читайте также:  Акб как его обслуживать

Когда пора менять

Неисправность искровых элементов цилиндров вызывает троение, потерю мощности двигателя и увеличивает расход горючего.

Подробнее о симптомах написано ниже:

  • мотор троит — один из цилиндров не работает, при этом исключаются неполадки с высоковольтным проводом, индивидуальной катушкой зажигания и форсункой;
  • двигатель плохо держит обороты;
  • увеличился расход горючего;
  • мигает «чек» — также может свидетельствовать о других проблемах в системе зажигания;
  • упала тяга, автомобиль не тянет даже в маленькую горку;
  • повышается количество выхлопного газа.

Еще один признак — детонация силовой установки. В этом случае неисправная свеча или свечи генерируют искру не так, как рассчитано по заводским меркам. Происходит либо раннее, либо позднее искрение, что приводит к проблеме с воспламенением в цилиндрах.

Техника безопасности при замене свечей

Важно вынимать детали только на остывший мотор. Иначе можно получить ожоги — искрообразователи функционируют при высоких температурах, поэтому надо дождаться полного охлаждения ДВС. Примерно 2–3 часа после езды следует выждать.

Любое небрежное действие при снятии вызывает опасность поломки ГБЦ (худший случай). Работать лучше в перчатках. Применять специальные инструменты для замены, не тянуть за высоковольтный провод. Вообще, изначально для новичков рекомендуется обесточить аккумулятор.

Опытные шоферы рекомендуют также изучить важную техническую информацию, которая поможет в работе:

  • диаметр, шаг резьбы;
  • размер под ключ — на современных бензиновых агрегатах обычным стандартом является 16–21 мм;
  • глубина, диаметр посадочной зоны — тоже зависит от конкретного двигателя;
  • порядок замены свечей зажигания;
  • момент затяжки — особо важный параметр, не позволяющий повредить изолятор во время крепления.

Сложность при демонтаже обязательно доставят закисшие свечи. Правильнее говорить, что они закоксовались или прикипели. В этом случае придется использовать очень прочный инструмент (скорее всего, трубчатый ключ с крепкой упорной поперечиной), с помощью которого удастся сместить резьбу, не повредив при этом ничего — саму деталь, соединение, ключ.

Торцовый свечной ключ с поперечиной

Необходимые инструменты

Правильная замена свечей зажигания проводится следующими инструментами:

  • компрессор или баллончик со сжатым воздухом;
  • щетка по металлу (желательно маленького размера, кисточка);
  • наждачная бумага;
  • оборудование для демонтажа катушек зажигания, проводки — на некоторых моделях авто (V-образные агрегаты) для доступа к элементам приходится снимать сопутствующие детали;
  • ВД−40;
  • удалитель ржавчины — средство для чистки исправных деталей искрообразования;
  • ершик для чистки нарезного оружия;
  • динамометрический ключ;
  • метчики для восстановления поврежденной резьбы, плоскогубцы и кусачки, дрель — на всякий случай, если не удастся выкрутить элемент аккуратно.

Динамометрический ключ для контроля усилия зажатия резьбы

Особое значение имеет выбор ключа. Трубчатый инструмент бывает различной длины — он прочен, недорог, надежен. Дополнительным плюсом является полный обхват, что позволяет легче снять свечи зажигания, оказывая направленное усилие сверху (целостность резьбы сохранится в большей мере).

На АЗС частенько можно увидеть в руках сотрудников Т‐образный ключ. Это тоже один из дешевых инструментов для работы, оснащенный фиксированной головкой. Но больших нагрузок он вряд ли выдержит, так как делается из хрупкого материала, преимущественно в Китае. А вот специалисты, как правило, используют профессиональный комплект сменных головок. Такой набор включает несколько съемников разного размера.

Как снять старые свечи

  • после обеспечения доступа, снимаем провода высокого напряжения;
  • продуваем сжатым воздухом зону вокруг искровых элементов, затем прочищаем щеткой грязь, во избежание ее попадания внутрь колодца;
  • вдеваем ключ и проворачиваем его несколько оборотов против часовой стрелки.

Как и было сказано выше, трудность возникает при откручивании прикипевших элементов.

Часто это оборачивается печальным итогом — изолятор ломается, нижний кусок остается внутри колодца цилиндра.

Если и удается вытащить остатки элемента, то в большинстве случаях приходится нарезать новую резьбу под вкладыш‐переходник, а порой — менять всю головку блока. Поэтому сменить свечи зажигания самому, особенно на подержанных машинах, будет непросто. В СТО для этих целей предусмотрено специальное съемное оборудование — набор ключей экстракторов.

Если свеча обломалась, то ее остаток выкручивают экстрактором

Вообще, на автосервисе часто приходится снимать сломанные детали. И делают это всегда по инструкции, в таком порядке:

  • очищают рабочее место;
  • обильно заливают ВД−40;
  • крепят экстрактор к динамометрическому ключу — это дает возможность выкрутить остаток с нужной силой, чтобы не повредить резьбу на цилиндре;
  • проворачивают неспешно, без резких движений и чрезмерных усилий — скрип и треск сигнализируют в этом случае об успешном начале (свеча пошла, любят говорить мастера);
  • после извлечения колодец очищается от грязи, мусора;
  • тщательно проверяется целостность резьбы.

Такая последовательность действий позволяет в 90% случаях вытаскивать обломок без повреждения соединения на цилиндре. Профессионалы хорошо знают, как менять свечи (как заменить).

Читайте также:  Bmw e39 бензонасос от чего подходит

После снятия элементы проверяют на качество. Некоторые из них можно заново использовать, достаточно лишь прочистить от нагара. Для этого в емкость (стакан) наливают жидкость для удаления ржавчины (подойдет также зубная паста), затем помещают туда свечи на полчаса. После этого остается прочистить их наждачной бумагой или металлической щеткой.

Очистка свечей от нагара в специальном растворе

Установка новых

Чтобы правильно установить свечи зажигания, надо тоже действовать в определенной последовательности. На новых деталях важно удостовериться, что установлена уплотнительная манжета или кольцо. Если оно отсутствует, то рекомендуется поставить, так как оно герметизирует соединение между изолятором/металлом, отводит тепло, компенсирует различные характеристики ГБЦ и корпуса, а еще препятствует выделению горючего газа даже при высоком давлении сгорания. Штука невероятно полезная. Вот где она находится (куда должна вставляться).

Уплотнительное кольцо свечи зажигания

Далее следует закручивать свечу до упора. Очевидно, что во время установки надо использовать динамометрический ключ, который даст возможность закрепить деталь по величине, указанной в инструкции. Как правило, усилие равно примерно 35–40 Нм для элементов с плоскими сальниками и 20–25 Нм — манжет конического типа.

Особое внимание уделяется также очистке свечных колодцев. Обычно используют оружейный ершик, насаженный на шомпол нужного размера. Его обмакивают в ВД−40, а затем тщательно протирают отверстие. В конце колодцы продувают компрессором.

Примечательно, что установка свечей зажигания возможна и без динамометрического приспособления. Делается это по следующей схеме:

  • элемент дотягивается на четверть полного оборота (90°) — актуально для новых расходников с плоским кольцом;
  • окончательно затягивается на 45° — для старых искровых деталей.

А вот элементы с коническим уплотнителем надо дотягивать всего на 15 градусов.

Если деталь идет чересчур туго, не стоит продолжать. Желательно вывернуть ее, затем осмотреть резьбовое соединение колодца. Скорее всего, резьба требует правки. Для этого используется инструмент для замены свечей зажигания — метчик нужного размера.

Что будет, если не менять

Если опоздать с заменой, это вряд ли сразу приведет к каким-то разрушающим последствиям. Автомобиль перестанет заводиться рано или поздно и это вызовет непредвиденные обстоятельства. Поэтому владельцу машины надо всегда распознавать признаки, о которых шла речь выше (троение, возрастание расхода горючего, нестабильная работа агрегата, затрудненный пуск).

Игнорирование проблем со свечами зажигания приводит и к более печальным последствиям. Особенно актуально это, когда мотор детонирует. Детонация сама по себе крайне опасна, так как внутри цилиндров происходит самый настоящий микровзрыв.

Температура в некоторых зонах камеры сгорания достигает 3500 градусов Цельсия, увеличивается общее давление и нагрузка на мотор. Даже самый прочный агрегат в таких условиях перегревается и разрушается. Особенно сильно страдают от детонационного взрыва современные облегченные алюминиевые движки. На них обязательно прогорает прокладка ГБЦ, возможны разрушения перегородки поршневых колец.

Как часто нужно менять автомобильные свечи

Теоретически ресурс деталей определяет паспортный регламент (после 30-40 тыс. км пробега авто), но на практике их меняют сразу после обнаружения признаков.

Обычно срок службы свечей заканчивается примерно на отметке 10 тыс. километров пробега, но каждый случай особенный. Манера ездить, состояние сопутствующих узлов зажигания, климат — все это имеет значение. По крайней мере в это время надо обязательно проводить ревизию свечей зажигания для осмотра и чистки.

Мастера определяют срок замены свечей по их внешнему виду. Анализируя цвет и количество нагара, удастся получить все нужные сведения о качестве деталей. Однако этим специалисты не ограничиваются. Осмотр элементов позволяет узнать много нового о состоянии других узлов автомобиля и провести более тщательную диагностику.

Вот некоторая информация о том, как цвет и состояние нагара влияет на работу отдельных частей машины:

  • черный, практически не отблескивает на солнце (матовый), а одновременно наблюдается повышение расхода горючего и неустойчивый рабочий ход двигателя — судят о неправильном подборе искрового элемента (либо неправильно выставлен зазор), загрязнении воздушного фильтра и высокой изношенности цилиндро поршневой группы (на старых машинах);
  • черный, с глянцевым оттенком — масло попало в камеру сгорания;
  • красный — неправильно подобрано горючее, скорее всего, оно не совсем качественное (в нем содержится много присадок).

Черный нагар на свечах зажигания

Существуют также другие признаки, свидетельствующие о проблемах с двигателем. Например, трещины на изоляторе, выгорание и оплавление электродов, а также иные следы разрушений могут указать на топливо с недопустимо низким октановым числом или неправильный подбор свечей зажигания. Они чересчур «горячие» для цилиндров конкретного мотора.

Вы узнали, как поменять свечи зажигания самому, и почему это не всегда получается сделать быстро. Если у вас машина, которой больше 10–15 лет, желательно менять детали в автосервисе, чтобы ничего не повредить.

Источник

Поделиться с друзьями
АвтоМотоВики