- Система смазки двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.
- Система смазки двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.
- Снятие и установка масляного насоса двигателя ЯМЗ-5340 (ЯМЗ-536)
- Снятие и установка масляного насоса двигателя ЯМЗ-5340 (ЯМЗ-536)
- Снятие масляного насоса двигателя ЯМЗ-5340 и ЯМЗ-536
- Установка масляного насоса двигателя ЯМЗ-5340 и ЯМЗ-536
- Дозирующее устройство с электромагнитным двигателей ЯМЗ-5340, ЯМЗ-536.
Система смазки двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.
Система смазки двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.
Система смазки двигателя – смешанная, с «мокрым» картером. Схема системы смазки приведена на рисунке.
Масляный насос через всасывающую трубу с маслозаборником засасывает масло из картера и подает его в систему смазки по каналу нагнетания через последовательно включенные жидкостномасляный теплообменник (ЖМТ) и масляный фильтр (МФ). При увеличении давления в канале нагнетания (за масляным насосом) выше 0,9…1,0 МПа (9…10 кг/см 2 ) открывается редукционный клапан, и часть масла из канала сливается в масляный картер. Редукционный клапан крепится к всасывающей трубе с маслозаборником и устанавливается на блок цилиндров.
ЖМТ смонтирован в корпусе сервисного модуля, в котором также установлены дифференциальный клапан системы смазки, водяной насос и термостаты. Сервисный модуль установлен на блок цилиндров спереди справа.
Масляный фильтр установлен на сервисный модуль. В корпус масляного фильтра установлен перепускной клапан ЖМТ. Когда разность давлений до и после теплообменника достигает 274 ± 40 кПа (2,8 ± 0,40 кгс/см 2 ), клапан открывается и часть масла подается непосредственно к масляному фильтру неохлажденным (например, в случае засорения теплопередающего элемента).
Очищенное в фильтре масло подается в главную масляную магистраль блока цилиндров, расположенную с правой стороны блока. Из главной масляной магистрали через каналы в блоке масло поступает к подшипникам коленчатого вала и на форсунки масляного охлаждения поршней. От подшипников коленчатого вала через масляные каналы в коленчатом вале масло подается к шатунным вкладышам нижней головки шатуна. Верхние втулки шатунов смазываются разбрызгиванием (маслом, стекающим из полости масляного охлаждения поршня).
Для поддержания и стабилизации постоянного давления в главной масляной магистрали (на различных скоростных режимах, как на новом, так и на изношенном двигателе), в корпусе сервисного модуля, параллельно с каналом отвода масла в блок, установлен дифференциальный клапан системы смазки, отрегулированный на начало открытия 400…500 кПа (4,5…5,0 кгс/см 2 ). При повышении давления в главной масляной магистрали свыше 500 кПа (5,0 кгс/см 2 ) часть масла сливается в картер.
Схема системы смазки.
С левой стороны блока цилиндров, рядом с распределительным валом, расположена вторая масляная магистраль. Масло в нее поступает из главной масляной магистрали по каналу, расположенному в корпусе шестерен.
Из второй масляной магистрали по каналам в блоке масло подается к втулкам распределительного вала, а также через канал у заднего торца блока – в головку цилиндров. В головке цилиндров масло подводится в полую ось коромысел клапанов через заднюю стойку оси, из нее к втулкам коромысел. От втулок по каналу в коромысле масло поступает на шаровой палец и стекает на траверсу клапанов и на клапаны. Толкатели штанг, расположенные в блоке, смазываются маслом, стекающим из головки цилиндров. Основная часть масла из головки стекает в картер двигателя по полым вертикальным полостям жесткости в блоке.
К подшипникам турбокомпрессора и компрессора пневмотормозов масло поступает по наружным трубопроводам.
Шестерни привода агрегатов, кулачки распределительного вала, толкатели и гильзы цилиндров смазываются разбрызгиванием.
Масляный насос.
Масляный насос установлен на заднем торце блока цилиндров, доступ к нему только при снятом картере маховика.
Для предотвращения разрушения масляного насоса при пуске и работе холодного двигателя, когда масляная магистраль двигателя может быть заполнена застывшим или вязким маслом, служит редукционный клапан.
Редукционный клапан установлен на нижнем фланце блока цилиндров, и крепится к всасывающей трубе с маслозаборником, доступ к нему возможен только при снятом масляном картере.
Редукционный клапан отрегулирован на давление после масляного насоса 0,9…1,0 МПа (9…10 кгс/см 2 ). При превышении этой величины часть масла из канала подвода масла к сервисному модулю сбрасывается в масляный картер.
Масляный насос.
На двигателях применяется масляный фильтр со сменным фильтром для масла фирмы «MANN+HUMMEL» модели W 11 102.
Масляный фильтр состоит из корпуса с ввернутым в него штуцером 7 и сменного фильтра для масла 6, установленного колпаком вниз. Сменный фильтр выполнен в виде неразборного металлического колпака с бумажным фильтрующим элементом. Установка сменного фильтра на корпус осуществляется наворачиванием его на центральный резьбовой штуцер 7 до касания с опорной поверхностью корпуса. Уплотнение между корпусом и сменным фильтром обеспечивается уплотнительным резиновым кольцом сменного фильтра.
Корпус масляного фильтра крепится болтами к сервисному модулю, уплотнение обеспечивается прокладкой корпуса МФ. В корпус масляного фильтра установлен перепускной клапан ЖМТ. Когда разность давлений до и после теплообменника достигает 274 ± 40 кПа (2,8 ± 0,40 кгс/см 2 ), клапан открывается и часть масла подается непосредственно к масляному фильтру неохлажденным (например, в случае засорения теплопередающего элемента).
В сменный фильтр для масла встроены противосливной (клапан блокировки обратного хода) и перепускной клапаны.
Противосливной клапан открывается при малом усилии на входе «грязного масла» в фильтр и исключает возможность слива масла с фильтра во время остановки двигателя, на неработающем двигателе (при установке фильтра колпаком вверх) или при замене фильтра при техническом обслуживании двигателя.
Перепускной клапан предназначен для перепуска масла при пуске двигателя в холодное время года, загрязнении фильтрующего элемента и защиты фильтрующего элемента от разрушения. Он отрегулирован на перепад давления 2,5 кгс/см 2 до и после элемента. При превышении этого перепада часть масла поступает в двигатель, минуя фильтрующий элемент. Это может происходить при пуске и работе холодного двигателя, когда масло очень вязкое.
Дифференциальный клапан системы смазки.
Производительность масляного насоса системы смазки рассчитана с запасом на изношенные пары трения двигателя в течение всего ресурса двигателя до капитального ремонта, в том числе для режима работы на малых оборотах. В процессе эксплуатации такого количества масла не требуется.
Для стабилизации давления масла в системе смазки и сброса лишнего масла из системы в картер предназначен дифференциальный клапан системы смазки.
Клапан установлен в корпусе сервисного модуля в масляной магистрали после ЖМТ до масляного фильтра. Устройство клапана показано на рисунке.
Клапан представляет собой подпружиненный плунжер с кольцевой канавкой. В полости для пружины имеется канал, выходящий в картерную полость блока цилиндров, а к кольцевой канавке плунжера подходит канал из полости грязного масла масляного фильтра. В торец клапана, по каналу из полости чистого масла после фильтра, подводится управляющее чистое масло с давлением, равным давлению в главной масляной магистрали блока цилиндров.
Клапан отрегулирован на начало открытия 450…500 кПа (4,5…5,0 кгс/см 2 ). Регулировка достигается первоначальным поджатием пружины. При достижении этого давления после фильтра, плунжер под действием управляющего чистого масла начинает движение, сжимая пружину, и через кольцевую канавку соединяет канал нефильтрованного масла с каналом сброса масла в картер.
Таким образом, часть масла, не нужная двигателю в данный момент работы, сбрасывается обратно в картер, минуя масляный фильтр, разгружая фильтрующий элемент и увеличивая срок его службы до замены.
Дифференциальный клапан системы смазки.
1 – пробка; 2 – пружина; 3 – канал подвода нефильтрованного масла к клапану; 4 – канал сброса нефильтрованного масла в картер; 5 – дифференциальный клапан; 6 – канал управляющего давления; 7 – дифференциальный клапан открыт.
Рекомендуемые марки масел.
Для двигателя применять следующие моторные масла:
Основные моторные масла.
ExxonMobil:
- Mobil Delvac XHP ESP (SAE 10W-40, API CJ-4);
- Mobil Delvac 1 LE (SAE 5W-30, API CJ-4).
Дублирующие моторные масла.
- SHELL: Shell Rimula R4L (SAE 15W-40, API CJ-4).
- ExxonMobil: Mobil Delvac XHP LE (SAE 10W-40 API CI-4).
- ООО «Фукс Ойл»: Titan Cargo (SAE 5W-40, 10W-40, 15W-40, API CJ-4).
- ООО «НПП «Квалитет»: М-3з/12-Д по СТО 08151164-084-2011.
Для двигателей ЯМЗ, эксплуатирующихся за рубежом, допускается применение моторных масел классов вязкости по SAE 5W-40, 10W-40, 15W-40, SAE 20 (20W), SAE 30, с уровнем эксплуатационных свойств по API не ниже CJ-4 с величиной сульфатной зольности не более 1%.
Внимание.
Вышеперечисленные моторные масла:
- классов вязкости SAE 15W-40 применять при температурах окружающего воздуха минус 20 °С и выше – без предпускового подогрева, ниже минус 20 °С – с предпусковым подогревом;
- классов вязкости SAE 10W-40 применять при температурах окружающего воздуха минус 25 °С и выше – без предпускового подогрева, ниже минус 25 °С – с предпусковым подогревом;
- классов вязкости 3з/12 и SAE 5W-30, SAE 5W-40 применять при температурах окружающего воздуха минус 30 °С и выше – без предпускового подогрева, ниже минус 30 °С – с предпусковым подогревом;
Равноправны по применяемости, совместимы между собой и могут быть смешаны при необходимости.
Периодичность смены моторных масел.
Первая замена масла – после первых 500 часов работы двигателя или 15000 км пробега для самосвалов и шасси/автобусов на городских и пригородных маршрутах или 25000 км пробега для автомобилей междугородних и международных перевозок/ автобусов на междугородних маршрутах.
Далее замена масла – через каждые 1000 часов работы двигателя или 30000 км пробега для самосвалов и шасси/ автобусов на городских и пригородных маршрутах или 50000 км пробега для автомобилей междугородних и международных перевозок/автобусов на междугородних маршрутах (см. раздел «Техническое обслуживание»).
Внимание.
- Срок смены масла может быть уточнен по результатам эксплуатационных испытаний.
Источник
Снятие и установка масляного насоса двигателя ЯМЗ-5340 (ЯМЗ-536)
Снятие и установка масляного насоса двигателя ЯМЗ-5340 (ЯМЗ-536)
Главная функция масляного насоса — снабжение системы смазки маслом. Масляный насос через всасывающую трубу с маслозаборником засасывает масло из картера и подает его в систему смазки. Важно, что доступ к масляному насосу может быть только при снятом картере маховика. Как это сделать — читайте в нашей инструкции.
При неисправностях самого масляного насоса, в случае, если на двигателе установлен насос с низким или с большим расходом масла, а также при проблемах с редукционным клапаном, для ремонта или замены его потребуется снять. Сегодня разберем, как это сделать.
Снятие масляного насоса двигателя ЯМЗ-5340 и ЯМЗ-536
Снятие масляного насоса не потребует много времени и сил. Для работы вам понадобится лишь накидной ключ на 6.
Чтобы снять масляный насос (1) (5340.1011014), накидным ключом на 6 аккуратно выверните три болта (2) М8×1,25 крепления насоса из расточки крышки шестерен.
Установка масляного насоса двигателя ЯМЗ-5340 и ЯМЗ-536
Обратная установка масляного насоса также не потребует больших усилий. Перед работой подготовьте накидной ключ на 6.
1. Поместите масляный насос (1) (5340.1011014) в расточку корпуса шестерен, совместив ось ведущей шестерни (2) масляного насоса с соответствующим отверстием (3) в корпусе шестерен — тем самым вы обеспечите зацепление ведущей шестерни масляного насоса с шестерней коленчатого вала.
2. Вверните три болта (4) М8×1,25 крепления насоса на 2–3 нитки от руки.
3. Окончательно заверните болты ключом на 6, обеспечив затяжку моментом Мкр = 22-25 Н·м.
Таким образом масляный насос устанавливается на ЯМЗ-5340. Если у вас нет подходящего масляного насоса, вы можете заказать его на нашем сайте или у менеджера по телефону.
Источник
Дозирующее устройство с электромагнитным двигателей ЯМЗ-5340, ЯМЗ-536.
Дозирующее устройство с электромагнитным двигателей ЯМЗ-5340, ЯМЗ-536.
Дозирующее устройство с электромагнитным клапаном (MProp – «Magnet Proportional» или solenoid-controlled proportional valve – пропорциональный клапан с электромагнитным управлением или устройство пропорциональной подачи топлива) установлен на корпусе насоса высокого давления на линии всасывания и поставляется только с насосом в сборе.
Количество топлива, подаваемого в насос высокого давления, регулируется электромагнитным клапаном дозирующего устройства. Таким образом, клапан регулирует расход топлива, подаваемого насосом высокого давления в топливную рампу, в соответствии с потребностями системы. Управление электромагнитным клапаном осуществляется посредством сигнала с широтноимпульсной модуляцией (ШИМ). При большом токе клапан закрыт и через него подается малое количество топлива или подача отсутствует. При отсутствии тока клапан открыт и через него подается максимальное количество топлива.
Такое регулирование подачи топлива не только снижает требования к рабочим характеристикам насоса высокого давления, но также позволяет снизить максимальную температуру топлива, оптимизировать затраты энергии на перекачку и сжатие топлива.
Дозирующее устройство с электромагнитным клапаном.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЗИРУЮЩЕГО УСТРОЙСТВА (MPROP).
Рабочие характеристики дозирующего устройства (MProp) представлены в таблице.
КОНФИГУРАЦИЯ РАЗЪЁМА.
Конфигурация разъёма дозирующего устройства приведена на рисунке.
- Контакт 1 (провод 3.09) – ЭБУ контакт 3.09 масса датчика;
- Контакт 2 (провод 3.10) – ЭБУ контакт 3.10 выходной сигнал.
ОТКАЗ ДОЗИРУЮЩЕГО УСТРОЙСТВА.
При отказе дозирующего устройства ЭБУ выводит на диагностическую лампу сообщение об ошибке. При обрыве электрической цепи или отсутствии сигнала клапан дозирующего устройства будет находиться в открытом состоянии. Нерегулируемый расход топлива, поступающий в топливную рампу, создаст давление до 200 МПа (2000 кГс/см 2 ) и откроет клапан ограничения давления в рампе (предохранительный клапан). Давление в рампе установится на уровне 88 – 92 МПа (880-920 кГс/см 2 ) и произойдет ограничение частоты вращения (максимальная частота холостого хода составит 1790 – 1800 мин -1 ) и крутящего момента.
При работе двигателя на некачественном топливе (наличие воды или твердых механических частиц из-за нарушения целостности сменного фильтра для топлива) клапан может заклинить в промежуточном или закрытом положении. В первом случае двигатель будет работать в ограничении, во втором случае двигатель не пустится.
Источник